Для подготовленного стрелка и пулеметчика воздушный враг не страшен.
Ни на секунду не теряйся при налете вражеского самолета.
Решительно и быстро бей фашиста в воздухе, добивай его на земле.
Право и сила за тобой. За тобой и победа!

УМЕЙ БЫСТРО РАСПОЗНАВАТЬ САМОЛЕТЫ ВРАГА!

В борьбе с воздушным врагом нужно прежде всего научиться сразу, с первого же взгляда, распознавать его в воздухе, чтобы успеть как можно лучше подготовиться к борьбе.
Казалось бы, это не так уж трудно: согласно общепринятым международным требованиям каждая страна имеет на своих военных самолетах свои опознавательные знаки. Имеет их и немецко-фашистская авиация: черный прямоугольный крест на крыльях и фюзеляже и фашистский знак свастики на хвостовом оперении.
Но для гитлеровских бандитов международные "законы не писаны". Им ничего не стоит не только замазать опознавательные знаки на своих самолетах, но и замаскировать их, изобразив на них какие угодно другие знаки. Не стесняются они использовать для маскировки и священную эмблему Красной Армии--Красную звезду.
Не поддавайся подлому обману нашего злейшего и коварного врага! Научись узнавать его по фашистскому облику и разбойничьим ухваткам, какими бы знаками он пи пытался замаскировать себя.
Три типа самолетов-налетчиков наиболее часто посылает Гитлер на нашу родину: "Мессершмитт-109" (истребитель), "Юнкерс-88" (пикирующий бомбардировщик) и (меньше) "Хейнкель-111" (бомбардировщик). Мы даем силуэты этих типов в разных видах (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Силуэты самолета "Мессершмитт-109"

 

Рис. 2. Силуэты самолета "Юнкерс-88"

 

Рис. 3. Силуэты самолета "Хейнкель-111"

Приглядись внимательно к этим силуэтам, рассмотри их общий вид и отдельные детали--форму крыльев и хвостового оперения, очертания фюзеляжа и головной части, характерные выступы и вырезы. Запечатлей крепко в своей памяти вид этих стервятников, чтобы сразу узнавать их. Приглядывайся также внимательно и к нашим боевым самолетам, чтобы и их узнавать с первого взгляда, чтобы уметь сразу же различить от них любой фашистским самолет. Хорошо зная свои самолеты, можно быстро научиться распознавать и самолеты врага.

КАК СТРЕЛЯТЬ ПО САМОЛЕТУ ИЗ ВИНТОВКИ И РУЧНОГО ПУЛЕМЕТА

Огонь по фашистским самолетам из винтовок и ручных пулеметов следует открывать на расстояниях не дальше 500 м. Стрелять на большие расстояния значит напрасно расходовать патроны. А на близких расстояниях уже
немало фашистских стервятников сбито ружейным и пулеметным огнем.
Ведя огонь, не пытайся определять точное расстояние до самолета и устанавливать соответствующий прицел. Это почти невозможно да и совершенно не нужно и только задерживало бы стрельбу. Достаточно определить, что цель вошла в зону 500-метровой дальности, и открывать огонь с одной установкой прицела 3. Этот прицел должен быть установлен на оружии заранее, чтобы перед открытием огня оставалось только быстро проверить его.
Самое выгодное положение для поражения вражеского самолета--когда он пикирует па стрелка (пулемет) или удирает после пикирования, то-естъ когда он подставляет под огонь голову или хвост. При этом самое главное-- не растеряться. Для маленькой точки, какую представляет собой стрелок или пулемет, пикирующий самолет не страшен,--он не видит ее. А пуля, выпущенная спокойно и уверенно прямо навстречу или вдогонку пикирующему врагу, почти наверняка настигнет его.
Труднее поразить самолет, когда он проходит мимо--над головой или в стороне.
Скорость движения самолета так велика, что пуля, выпущенная прямо в него, не успеет долететь до него и пройдет позади. Нужно научиться выносить точку прицеливания впереди головы цели по направлению ее движения с таким расчетом, чтобы выпущенная пуля пересекала путь самолета в тот момент, когда он будет проходить эту точку.
Величина такого упреждения зависит от расстояния до самолета и от скорости его движения. Она определяется и откладывается на-глаз в видимых размерах самой цели по длине фюзеляжа--в корпусах самолета (рис. 4).

Рис. 4. Как отсчитывается упреждение при стрельбе по самолету

Вот упреждения, которые нужно брать для поражения немецко-фашистских самолетов:

Расстояниедо цели в метрах
Какое упреждение (в корпусах самолетов) надо брать
"Мессершмитт-109"
"Юнкерс-88"
"Хейнкель-111"
100
1 1/2 корпуса
1 корпус
1 /2 корпуса
200
3 --"--
1 1/2 --"--
1 --"--
300
5 --"--
2 1/2 --"--
2 --"--
400
7 --"--
3 1/2 --"--
8 --"--
500
10 --"--
5 --"--
4 --"--

Имей такую табличку всегда с собой, повторяй ее почаще, пока она не заучится наизусть.
При стрельбе широко применяй (а если надо, то и заблаговременно создавай) упоры для винтовки и пулемета. Это значительно повысит меткость стрельбы.
Надо помнить, что стервятники живучи. Одной пулей стервятника не уничтожишь. Поэтому борьбу с ними нужно вести организованно--группой стрелков и пулеметов под командой командира, сосредоточивая огонь на одной машине--ближайшей или головной. Для открытия такого огня командир подает команду, указывая в ней цель и точку прицеливания.
Вот примерные команды:
По самолету, пикирующему на стрелков или уходящему после пикирования:
а) "По пикирующему, в голову, огонь!"
б) "По уходящему, в хвост, огонь!"
По проходящему мимо или пикирующему па соседнюю группу:
а) "По самолету вправо, на два корпуса, огонь!"
б) "По головному, на три корпуса, огонь!"

"ЛИРА" И КАК ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ СТРЕЛЬБЕ

Для правильного определения момента открытия огня и для быстрого назначения необходимого упреждения командиру (да и каждому бойцу) нужно иметь наготове простенький приборчик--"лиру". Такую "лиру" нужно иметь для каждого типа фашистских самолетов особую. Мы даем такие "лиры" в натуральном виде (рис. 5, 6 и 7). Каждому командиру (бойцу) остается только нанести копию этих "лир" на картой (жестянку) и вырезать их.
Пользоваться "лирой" надо так.
Определив издали тип вражеского самолета, приготовь соответствующую "лиру" и, удерживая ее в вытянутой на 50 см руке, поймай силуэт стервятника в вырез "лиры".
При этом плоскость лиры должна располагаться:
-- вдоль курса самолета--если самолет пролетает в стороне от тебя и виден сбоку;
-- поперек курса самолета--если он летит на тебя и виден спереди.

Рис. 5. "Лира" для стрельбы по самолету "Мессершмит-109"

 

Рис. 6. "Лира" для стрельбы по самолету "Юнкерс-88"

 

Рис. 7. "Лира" для стрельбы по самолету "Хейнкель-111"

Огонь открывать надо с того момента, когда силуэт самолета начинает своим видимым размером (по размаху крыльев или по длине корпуса) заполнять узкую часть "лиры" (рис. 8).
Уловив цель на соответствующей части выреза, командир прочитывает записанную в этом месте величину упреждения в корпусах цели и подает команду для открытия огня.

Рис. 8. Когда надо открывать огонь: силуэт самолета начинает заполнять узкую часть выреза "лиры" ("лиры" уменьшены в два раза)

Для стрельбы по пикирующему и уходящему после пикирования самолету никакого упреждения не нужно, с помощью "лиры" командир определяет в этом случае только момент для открытия и прекращения огня.

КАК СТРЕЛЯТЬ ПО ВРАЖЕСКИМ ПАРАШЮТИСТАМ

Кроме борьбы с самолетами врага, умей искусно вести огонь и по его парашютистам.
Вражеских парашютистов расстреливай еще в воздухе, как только они окажутся в 500-метровой зоне ружейного и пулеметного огня. Парашютист снижается с более или менее определенной скоростью--около 6 метров в секунду. Поэтому, расстреливая его в воздухе, нужно точку прицеливания выносить ниже, откладывая упреждение глазом в видимых размерах (фигурах) цели.

Рис. 9. Как отсчитывать упреждение при стрельбе по парашютистам
Рис. 10. Как отсчитывать боковое упреждение при стрельбе по парашютистам

Величину упреждения, которое надо брать при стрельбе по вражеским парашютистам, не трудно запомнить наизусть:

Дистанция стрельбы в метрах
100
200
300
400
500
Упреждение в фигурах . . . . . . .
1/2
1
1 1/2
2
3

Следовательно, число фигур упреждения равно половине цифры прицела. Чтобы поражать врага в сердце, а не в ноги, упреждение нужно откладывать от середины фигуры (рис. 9).
Если фашистских молодчиков-парашютистов придется расстреливать при ветре, то, вынося точку прицеливания, учитывай и боковой относ цели ветром.
Боковое упреждение на ветер определяется и откладывается глазом также в фигурах цели, но уже по ширине ее, а не по высоте (рис. 10). Нужное упреждение не трудно определить, если хорошо запомнить цифры упреждения при боковом умеренном ветре, дующем под прямым углом к направлению стрельбы:

Дистанция стрельбы в метрах
100
200
300
400
500
Упреждение в фигурах . . . . . . .
1
2
3
4
5

Следовательно, число фигур упреждения равно цифре прицела.
При сильном ветре упреждение бери вдвое больше, при слабом--вдвое меньше, при относе цели под острым углом--вдвое меньше.
Расстреливая вражеских парашютистов в воздухе, очень важно не упустить наблюдения за приземляющимися бандитами. Для этого нужно выделить специальную группу бойцов, лучше всего с пистолетами-пулеметами или с ручным пулеметом. Эта группа должна зорко следить за приземлением парашютистов и добивать их на земле, прежде чем они успеют оглядеться после приземления и использовать свое оружие.

Предоставлено Константином Вихорновым - сайт Поисковый отряд "Полынь"