Танковая программа РККА 1933 года

I. Программа

1. Основные танки – 5 типов:

Разведывательный танк – Основной танк службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: БЕСТРОХОДНОСТЬ, ВЕЗДЕХОДНОСТЬ (в том числе – ПЛАВУЧЕСТЬ), МАНЕВРЕННОСТЬ, низкий габарит, ДЕШЕВИЗНА и МАССОВОСТЬ производства.

Общевойсковой танк – Основной танк количественного усиления ТРГК, он же танк общевойсковых соединений.

Оперативный танк – Танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть БЫСТРОХОДНЫМ, ВЕЗДЕХОДНЫМ (в том числе плавучим) и МОЩНО ВООРУЖЕННЫМ.

Танк качественного усиления ТРГК – танк качественного усиления ТРГК для преодолевания сильно укрепленных оборонительных полос. Основные требования: сильное вооружение и броня, быстроходность, позволяющая его применить также в операции совместно с мехсоединениями.

Мощный танк особого назначения – Танк качественного, добавочного усиления ТРГК при прорыве особо сильно и заблаговременно укрепленных полос. Основное требование – мощное вооружение и броня, защищающая от мелкокалиберных снарядов. Способность бороться с бетонными сооружениями.

2. Специальные танки – 7 типов:

(На шасси, стандартных с перечисленными выше).

а) 3 химических (на шасси общевойскового, разведывательного и оперативного танков);
б) 2 саперных (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК);
в) самоходная артиллерийская установка (на агрегатах общевойскового танка);
г) танк управления (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК).

3. Броне-машины – 2 типа:

а) разведывательная (на шасси ФОРД-А);
б) боевая (на шасси ФОРД-3А).

4. Железнодорожные боевые машины – 2 типа:

а) Мото-броне-вагон;
б) Разведывательная дрезина – броне-автомобиль (стандратный с бронемашиной).

5. Тракторы – 3 типа (все типы общегосударственные):

а) Легкий быстроходный трактор СТЗ-3;
б) Тяжелый быстроходный трактор “Коммунар”;
в) Тяжелый мощный трактор “Сталинец”.

6. Транспортеры – 2 типа:

а) транспортер боеприпасов на поле боя (шасси стандартное с разведывательным танком);
б) транспортер пехоты (на шасси легкого трактора).

7. Транспортные машины:

(существующие на массовом производстве с установкой 3-х осных ходовых частй и полугусеничных снежных ходов).

а) ФОРД-А
б) ФОРД-АА
в) АМО-5
г) Я-5

II. Утвердить в соответствии с этим, на первую половину пятилетки сохранение в производстве следующих типов боевых машин:

а) Т-37 – в качестве разведывательного танка;
б) Т-26 – в качестве общевойскового танка;
в) Б-Т – в качестве оперативного танка;
г) Т-28 – в качестве танка качественного усиления ТРГК;
д) Т-35 – в качестве мощного танка особого назначения.

III. С целью последующей замены существующих на производстве танков на более совершенные конструкции (в соответствии с требованиями системы вооружения):

а) начиная с 1934 года начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 года полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства танка Б-Т;

б) Усовершенствовать конструкцию общевойскового танка Т-26 и разведывательного танка Т-37 с целью постановки их на колесно-гусеничный ход с таким расчетом, чтобы с 1936 г. начать развернутое производство колесно-гусеничных танков Т-26 и Т-37, взамен производства существующих;

в) Усовершенствовать танк Т-28 путем постановки его на колесно-гусеничный ход и на производство этой модели танка перейти также с 1936 года;

г) Разработать образец и начать в конце пятилетки производство нового, более мощного, чем Т-35 танка особого назначения;

д) Разработать переход всех типов танков на тяжелое топливо (дизель-мотор).

IV. К концу пятилетки (1937 г.) иметь в производстве только следующие типы танков (и соответствующие им специальных машин):

а) разведывательный танк – Т-37 колесно-гусеничный;
б) общевойсковой танк – Т-26 колесно-гусеничный;
в) оперативный танк – ПТ-1;
г) танк качественного усиления ТРГК – Т-28 колесно-гусеничный;
д) мощный танк особого назначения – новый образец (в случае запоздания – сохраняется Т-35).

Все машины на тяжелом топливе.