Из истории создания броневых сил Красной Армии (1917-1920 гг.)

Кандидат исторических наук подполковник А. Тинин

Появление броневых частей в русской армии относится к 1914 г. Несмотря на ограниченные возможности применения бронемашин и бронепоездов в условиях позиционного периода первой мировой войны, количество таких частей в ходе ее росло. К середине 1917 г. в русской армии насчитывалось 7 бронепоездов и 13 бронеавтодивизионов (около 300 бронемашин). Опыт организационного строительства и боевого применения броневых частей русской армии был весьма скромным и до середины 1918 г. практически не обобщенным. Все вопросы их создания и боевого использования командованию Красной Армии пришлось решать уже в ходе гражданской войны.

Начало формирования первых советских броневых частей относится к январю 1918 г., когда был учрежден Центральный Совет по управлению всеми автоброневыми частями республики («Центробронь»), на который возлагалось размещение заказов на постройку броневых автомобилей, а с апреля 1918 г. и броневых поездов однотипной конструкции. Кроме того, «Центробронь» решал технические, административно-строевые и агитационно-политические задачи, а также осуществлял подготовку кадров командного состава и младших специалистов.

Производством новой и ремонтом поврежденной броневой техники занимались крупные паровозо- и вагоностроительные заводы и автосборочные предприятия Центрального (Нижний Новгород, Коломна, Брянск, Москва) и Северо-Западного (Петроград) промышленных районов. Удельный вес заводов этих районов в производстве указанных видов продукции составлял примерно 64%. Немаловажным фактором было и то обстоятельство, что размещались они в крупных пролетарских центрах, которые на протяжении всей войны находились вне зоны воздействия противника и рядом с сырьевой базой Центрального промышленного района. В ходе войны с целью поддержания броневой техники действующей армии в должном состоянии была развернута сеть стационарных и подвижных ремонтно-восстановительных баз на фронтах, использовались производственные мощности на освобожденной от белогвардейцев территории (Киев, Царицын, Пермь, Екатеринодар, Луганск, Екатеринослав и др.), а также крупные железнодорожные депо в прифронтовой зоне.

Гораздо сложнее решался вопрос с обеспечением заводов и ремонтных органов металлом, высококалорийными видами топлива, дефицитными материалами и квалифицированной рабочей силой. Затраты на изготовление броневой техники были довольно внушительными. Для бронирования бронепоезда требовалось 4,0—4,2 тыс. пудов брони, бронеавтомобиля — 100—150 пудов, танка — 250 пудов; затраты топлива на изготовление бронепоезда составляли 40 тыс. пудов нефти, танка — 15 тыс. пудов.

Заводы, получившие заказ на производство бронетехники, включались в «ударную программу» и ставились на централизованное плановое снабжение. Изыскание материальных средств велось по всей стране: собирались имевшиеся запасы автоброневого имущества и броневых плит, оставшихся от старой армии, трофейная техника и т. д. Проведенные мероприятия, безусловно, себя оправдали. За период с ноября 1918 по март 1921 г. только основными заводами, выполнявшими заказы правительства, было изготовлено 75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 броневых автомобилей.

Темпы поступления броневой техники в Красную Армию возрастали. За время гражданской войны удалось обеспечить материальной частью формирование около 300 бронепоездов, свыше 80 автобронеотрядов, 11 автотанковых отрядов.

Количество броневых частей в Красной Армии неуклонно росло. К 1 октября 1918 г. было создано 23 бронепоезда и 38 автобронеотрядов; к 1 октября 1919 г. — 71 бронепоезд и бронелетучка, 50 автобронеотрядов; к 1 октября 1920 г. — 103 бронепоезда, 51 автобронеотряд и 11 автотанковых отрядов.

Наряду с типовыми бронепоездами командование фронтов, армий и даже соединений вплоть до середины 1919 г. широко использовало различные «бронеимпровизации», которые создавались в прифронтовой зоне силами рабочих железнодорожных мастерских и депо. Начиная с осени 1918 г. по август 1919 г. в боевых действиях Красной Армии участвовало около 30 таких бронепоездов. Они, по оценке Главкома С. С. Каменева, оказывали существенную поддержку войскам, особенно на тех направлениях, где части и соединения испытывали острую потребность в маневренных огневых средствах воздействия на противника.

Серьезную проблему в годы гражданской войны представляла подготовка кадров. Бронепоезда и броневые автомобили, которые являлись коллективными средствами борьбы, необходимо было укомплектовывать личным составом, обладающим высокими морально-боевыми качествами и военно-техническими знаниями. Каждый член команды бронепоезда, бронеавтомобиля или экипажа танка должен был сочетать в себе качества бойца и специалиста, а командир броневой части — общевойскового командира и технического специалиста. Подготовка кадров для броневых сил РККА осложнялась тем, что при общей низкой технической грамотности населения ее надо было провести в возможно короткие сроки. С этой целью команды бронепоездов стали формировать из революционных матросов, солдат и железнодорожников. Основу их составляли матросы. Они отличались высокими морально-боевыми качествами, умением сноровисто действовать в ограниченном броней пространстве, вести артиллерийский огонь с ходу. Команды броневых автомобилей укомплектовывались в начале 1918 г. из солдат автоброневых частей старой армии, а с февраля этого же года и за счет солдат-добровольцев, имевших военные специальности пулеметчиков, артиллеристов, шоферов. Центром формирования первых советских автоброневых отрядов стал Петроградский коммунистический бронеавтоотряд, созданный в начале 1918 г. В течение года здесь было подготовлено и отправлено на фронты 24 автоброневых отряда.

В мае 1918 г. в Москве открылась броневая школа по подготовке командиров бронечастей, а несколько позже был развернут Московский отдельный автоброневой отряд, где обучались младшие специалисты автобронечастей. Осенью утвердился простой и достаточно эффективный способ подготовки командных кадров и младших специалистов. Он заключался в том, что «Центробронь» (с августа 1918 г. — Центральное броневое управление.) осуществлял лишь переподготовку лиц, ранее прошедших обучение на курсах по смежным войсковым специальностям. Сам процесс переподготовки совмещался с формированием (переформированием) бронечастей на центральных базах, близких к заводам, изготовлявшим и ремонтировавшим бронесредства.

На базе Московского отдельного бронеотряда позже создается Гараж по формированию автобронеотрядов, а в Нижнем Новгороде развертывается Депо по формированию бронепоездов. Эти две войсковые организации готовили специалистов на вводимой в строй материальной части, формировали бронепоезда, автобронеотряды, и отправляли их в распоряжение Главного командования Красной Армии. Командный состав после обучения в броневой школе направлялся в основном на центральные базы, где после прохождения практики формировал свои части. Депо и Гараж подготавливали за 2—2,5 месяца в среднем 4 команды (две — для бронепоездов и две — для автобронеотрядов). Такие темпы явно не удовлетворяли потребности фронтов. Поэтому по инициативе реввоенсоветов фронтов и армий в ряде объединений создаются свои базы: 10-й армии — в Царицыне, 9-й — в Тамбове, 8-й — в Козлове, 12-й — в Новозыбкове. Руководили этими базами бронеотделы фронтов и инспекторы броневых частей армий. В феврале 1920 г. на базе Депо и Гаража развернулись запасные бригады: в Брянске — по формированию бронепоездов, в Москве — автобронеотрядов (а с сентября и по созданию автотанковых отрядов). Во вновь созданных бригадах формирование бронечастей было расширено, личным состав обучался по ускоренным программам.

Возросли возможности и фронтовых органов формирования. Все это позволяло с каждым годом пополнять броневые части подготовленными специалистами во все возрастающем количестве.

Части
В процентах к числ. личн. состава
Конец 1918 г.
Конец 1919 г.
Конец 1920 г.
Бронепоезда
45
58-60
71
Автобронеотряды
45
до 64
80
Автотанковые отряды
-
-
100

В ходе войны броневые части приобрели четкую организацию. Бронепоезда, автоброневые и автотанковые отряды представляли собой специальные войсковые части, предназначавшиеся для поддержки стрелковых и кавалерийских дивизий, бригад и полков.

В ходе войны организационное совершенствование броневых частей направлялось прежде всего на увеличение их огневой мощи, дальности и времени непрерывного воздействия на противника, увеличения численности боевых подразделений и подразделений боевого обеспечения, а также на сохранение боеспособности в случае повреждения техники. Изменение штатного состава броневых частей Красной Армии в 1918—1920 гг. показано в таблицах.

Все броневые части имели двойное подчинение: по вопросам боевого использования они подчинялись оперативному либо тактическому командованию, в техническом отношении — своим органам руководства в объединениях и центре.

В годы гражданской войны броневые силы, несмотря на незначительный удельный вес в армии (к концу войны — 0,41 %), сыграли важную роль в военных действиях. Они имели свои органы управления, формирования, собственную систему подготовки кадров, поддерживали прочные производственно-технические связи с промышленностью, вели научно-техническую и военно-теоретическую работу и др. Опыт организационного строительства броневых сил РККА в годы гражданской войны был использован впоследствии при создании самостоятельного рода сухопутных войск — советских бронетанковых и механизированных войск.

Бронепоезда и бронелетучки

Штат и дата его утверждения
Личный состав, чел.
Вооружение, ед.
Возимы запас боеприпасов, шт.
Материальная часть, ед.
Всего
В том числе
орудий
пулем.
снарядов
патронов
бронепаровоз.
броневагонов
(бронеплощ.)
паровозов
вагонов крытых и платформ
В боев. подр.
В подр. обслуж.
Бронепоезда полевые (ударного типа)
Временный. 16.10.1918
95
71
24
2
12
400
72000
1
2
-
5
От 18.12.1918 (Приказ РВСР №416)
136
98
38
2
12
1350
216000
1
2
1
16
От 27.07.1919 (Приказ РВСР №1208/229)
172
137
35
4
16
1200
216000
1
2
1
12
От 06.08.1920 (Приказ РВСР №1457/258, тип "А")
162
137
25
4
16
1200
216000
1
2
-
23
Бронепоезда огневой поддержки и бронелетучки
От 10.03.1919 (Бронелетучка тип "Канэ". Приказ РВСР №468)
15
15
-
1
-
80
1200
-
1
1
-
От 06.08.1920 (Бронепоезд типа "Б". Приказ РВСР №1457/258)
57
43
14
2
4
250
24000
1
2
-
9
От 06.08.1920 (Бронепоезд типа "В". Приказ РВСР №1457/258)
37
21
6
1
2
160
6000
-
1
1
7

Автоброневые отряды

Штат и дата его утверждения
Личный состав, чел.
Вооружение, ед.
Возимы запас боеприпасов, шт.
Материальная часть, ед.
Всего
В том числе
орудий
пулем.
снарядов
патронов
бронеавт.
вспомогательной техники
В боев. подр.
В подр. обслуж.
пушечн.
пулеметн.
легк. автом.
груз. автом.
груз. спец. автом.
мотоцикл.
самокатов
Временный от 09.09.1918
86
57
29
1
8
1000
54000
1
3
не определялось
От 13.11.1918 (Приказ РВСР № 220)
100
60
40
1
8
1000
54000
1
3
4
5
3
4
6
От 07.06.1919 (Приказ РВСР №1057/129)
101
61
40
1
8
1000
54000
1
3
4
5
3
4
6
От 06.08.1920 (Приказ РВСР №1457/58)
88
66
22
1
8
1000
54000
1
3
4
5
3
4
6

Автотанковые отряды

Штат и дата его утверждения
Личный состав, чел.
Вооружение, ед.
Возимы запас боеприпасов, шт.
Материальная часть, ед.
Железнодорожн. подвижн.состав
Всего
В том числе
орудий
пулем.
снарядов
патронов
танков
вспомогательной техники
паровозов
большегрузн. платформ
всего крытых вагонов и платформ
В боев. подр.
В подр. обслуж.
"Рикардо"
"Тэйлор"
"Рено"
легк. автом.
груз. автом.
груз. спец. автом.
мотоцикл.
От 28.05.1920 (Приказ РВСР №905/160)
81
58
23
1-2
12-14
860
90000
1
1
1
3
4
2
3
1
3
29
От 06.08.1920 (Приказ РВСР №1458/259)
тип "Б"
113
79
34
2
20
не определялось
4
-
-
3
4
4
4
1
4
32
тип "С"
109
75
34
-
28
-
4
-
не определялось
тип "М"
89
55
34
2
2
-
-
4

Источник: Военно-исторический журнал №12 1974 г.

Эта страница принадлежит сайту "РККА"